ekaterina@baeva.su
+7 (929) 668-58-98
soxic6
 

Записаться на консультацию

Желаемый формат

подписаться на рассылку
'Условия и положения'

Куда вложить деньги: инвестиции в свой бизнес

 

Клиент, который решил инвестировать в свой бизнесИнвестирование в свое дело также является весьма популярной у россиян формой сохранения и увеличения капитала. Это необъятная тема задает очень широкий класс объектов для инвестирования, каждый из которых отличается своими уникальными характеристиками риска и доходности. Да и само количество рисков для собственного бизнеса очень велико.

 

Несомненно, грамотно выстроенный собственный бизнес способен генерировать для своего владельца доходность существенно более высокую, чем любой инвестиционный портфель. То же самое верно и в обратном направлении, неудачный бизнес может поглотить и пустить по ветру любые объемы денег. К сожалению, много бизнесов идут по второму сценарию и не приносят владельцу ни дохода, ни радости.

 

Следует отдельно рассмотреть 3 разных случая.

 

Вложение дополнительных средств, когда есть уже работающий свой бизнес.

 

Это наиболее понятная ситуация. Если у вас уже есть свой работающий и прибыльный бизнес, то вы, как правило, имеете вполне четкое представление о том, какой возврат и в какие сроки можете получить от своих инвестиций.

 

Однако существенный пласт моих клиентов − это именно владельцы бизнеса, которые вместо инвестиций в свое дело хотят найти для свободного денежного потока альтернативное применение. Это может происходить по разным причинам, среди них:

 

• Бизнес исчерпал возможности роста, и дальнейшие инвестиции не имеют смысла. Часто собственник понимает, что он уже использовал все бизнес возможности и не видит новых. То есть клиенты уже поделены, места для торговых точек уже заняты, продуктовые категории заполнены, окно возможностей закрылось. Здесь нет смысла осуществлять дополнительные инвестиции, так как для них просто нет достойного объекта.

 

Также иногда встречается ситуация, когда собственник владеет бизнесом, который, образно выражаясь, не имеет будущего либо имеет такое будущее, которое не интересно учредителю. В последние годы рентабельность многих видов деятельности неуклонно снижалась. Бизнес, который был сверхприбыльным 20 лет назад, просто хорошо прибыльным 10 лет назад, сейчас может балансировать на грани рентабельности с негативным прогнозом. В такой ситуации собственнику гораздо интереснее фиксировать прибыли и переводить капитал куда-то еще, чем тащить дальше этот чемодан без ручки. 

 

• Нежелание перерастать определенный размер. Иногда собственник сознательно не хочет, чтобы его бизнес становился больше определенного размера. Основная причина – чтобы не вызывать интереса у различных персонажей, с которыми по жизни лучше не пересекаться. Действительно, чем больше сумма НДС, количество сотрудников, оборот денег по банковским счетам, тем более выделяется организация на общем фоне и тем заметнее она становится. В определенный момент возникает ситуация, когда собственник понимает, что либо он переходит в другую весовую категорию (можно даже сказать в другой вид спорта), либо останавливается на достигнутом и прекращает рост бизнеса. Многие выбирают второе.

 

• Переход к сбору урожая. Далеко не каждый собственник видит себя, например, Генри Фордом, отцом-основателем многомиллиардной бизнес империи, которая будет существовать века (ну или, как минимум, десятилетия) после его смерти. У многих (мне даже кажется, у большинства) людей есть некоторый уровень материального потребления, который им вполне достаточен для счастья. После достижения этой планки человеку не нужно больше денег, а хочется иметь больше времени для себя и для своих увлечений. С моей точки зрения все великие бизнес империи были построены явно не ради денег, потому что их создатели продолжали работу, даже многократно обеспечив материальное благополучие свое и своей семьи до 10-го колена. При этом, например, упомянутый выше Генри Форд почти не интересовался своими богатствами и жил весьма скромно. Да и вряд ли у человека, который 100% времени посвящал своей компании, было время их тратить. Эта модель интересна далеко не каждому собственнику, и многие приходят ко мне с такой задачей: “Я заработал на своем бизнесе достаточно. Я хочу постепенно деинвестировать средства и, собрав пассивный инвестиционный портфель, перейти к спокойной жизни где-нибудь в тихом месте”.

 

В общем, если у вас есть свой работающий бизнес, всегда стоит посмотреть по сторонам, какие еще есть возможности для распоряжения капиталом на рынке. В целом, наличие “плана Б” еще никому не вредило.

 

Создание собственного бизнеса с нуля

 

Этот путь весьма тернист и извилист. Если вы задумали создать новый бизнес с нуля, то, как правило, вы не имеете четкого понимания, каков будет результат. Позволю себе изложить свою точку зрения на этот вопрос.  Для успешного старта нового бизнеса необходимо выполнение, как минимум, одного из условий (а лучше сразу нескольких):

• Наличие свободного рыночного сегмента, либо предполагаемый рынок должен расти такими темпами, чтобы имеющиеся игроки не успевали его осваивать. В этой ситуации есть “ничьи клиенты”, которых можно перехватить до того, как они попали к конкурентам. Также растущий рынок, как правило, приводит к росту нормы прибыли действующих игроков, что, в свою очередь, создает некоторую возможность закрепиться за счет немного меньшей рентабельности (то есть, проще говоря, есть куда снижать цены).

 

Сжимающийся и стагнирующий спрос наоборот сводит рентабельность к минимуму и даже может опустить норму прибыли ниже нуля. То есть создать ситуацию, когда имеющиеся игроки “работают в минус”, чтобы не уходить с рынка, и ждут ренессанса. Тут полезно вспомнить слова Кейнса, что рынок может оставаться иррациональным гораздо дольше, чем мы платежеспособными.

 

• Наличие инновационного компонента. Конечно, самая лучшая бизнес-модель − это вывести на рынок что-то такое, что в миг сделает предложения ваших конкурентов устаревшими, а вам обеспечит монопольное положение и повышенную норму прибыли. Если у вас есть такая идея, то вы можете совершить прорыв. Стоит только иметь ввиду американскую пословицу: the first duck who take off get shut. В вольном переводе: охотник стреляет в первую взлетевшую утку.

 

Полезно вспомнить, что Facebook − это не первая социальная сеть, Windows − это не первая система с графическим интерфейсом, а i-pad − это не первый планшетный компьютер. Истинные первопроходцы этих технологий почили в бозе, и история уже не помнит их имен. Часто потребитель не может оценить новый продукт по достоинству, и первооткрывателям годами или даже десятилетиями приходится добиваться признания. Вспомним еще раз Кейнса и его слова, что рынок может оставаться иррациональным гораздо дольше, чем мы платежеспособными.

 

• Наличие ресурсов на порядок больше, чем у конкурентов. Если ваши ресурсы настолько велики, что на каждый рубль, инвестированный конкурентом, вы можете позволить себе инвестировать десять, да еще и ждать окупаемости дольше, то возникает возможность задавить их массой. Скажем, на каждый магазин, открытый конкурентом, вы можете открыть десять, на каждую единицу товара, положенную на склад, вы можете положить десять, на каждый купленный конкурентом клик в контекстной рекламе вы покупаете десять. При таком доминировании вы можете выбить всех противников с рынка (одного за другим, если их много) и установить свое господство.

 

Только один вопрос: будет ли стоить игра свеч? Не окажется ли в конце пути, что эти ресурсы можно было бы с гораздо большей отдачей направить в какое-то другое русло?

 

Соображения выше подходят не только для тех, кто начинает бизнес с нуля, но и для тех, кто уже имеет работающий бизнес и планирует диверсифицировать его в новую область. Часто проект по выходу в новую рыночную нишу можно рассматривать как совершенно новую тему и подходить к анализу инвестиций соответственно.

 

В качестве еще одного ограничивающего фактора следует отметить порог входа. Все известные мне бизнес идеи требуют вложений хотя бы от 5 млн. рублей (а лучше от 10 млн). Если у вас есть 1 млн. рублей, то вам, как мне кажется, на современном этапе, как говорится, “нечего ловить”.

 

Вхождение в действующий бизнес сторонних учредителей

 

По мере того как рынок становиться все более устоявшимся становится, все сложнее искать окна возможностей для новых предприятий. Если 20 лет назад можно было завезти вагон сникерсов и получить сверхприбыль, то сейчас такое вряд ли возможно. Возникает разумная идея присоединится к какой-либо компании, которая уже завоевала свое место под солнцем. Эту идею можно развивать двумя методами:

 

• Присоединиться в качестве соучредителя в Общество с Ограниченной Ответственностью или “Закрытое” Акционерное Общество.

• Купить на бирже акции Публичного Акционерного Общества

 

С моей точки зрения, самый лучший способ реализовать эту идею – это приобрести акции интересующей вас компании на бирже. В этом случае вы становитесь совладельцем соответствующего бизнеса, причем, в отличии от вхождения в ООО, ваши инвестиции могут начинаться с одной акции, то есть с сумм порядка 10 000 рублей.

 

Вряд ли вы будете интересны какому-либо действующему ООО с суммой меньше нескольких миллионов. Конечно, если у вас есть акции, ну скажем, Газпрома (или Apple) на 10 тысяч рублей, то не стоит рассчитывать на то, что ваш голос сможет что-то существенно поменять в политике этих компаний.

 

Но следует иметь ввиду, что при вхождении в ООО ваша степень контроля над ситуацией может оказаться даже меньше. Постоянно встречается ситуация, когда одиозные старшие учредители вертят младшими партнерами как хотят. При этом, если в случае ПАО вы можете продать свои акции в любой момент, выйти из ООО гораздо сложнее.

 

Еще тяжелее доля учредителей ООО при банкротстве. Если директор может написать заявление об увольнении и через 2 недели быть свободен, то учредителям так просто не отделаться. Ситуация, когда вам придется годами ездить объясняться в налоговую, это еще не самый худший вариант. Можно после очередного такого визита стать “участником неустановленной группы лиц”.

 

Хочу заметить, что, имея акции ПАО, вы всегда имеете право прийти на собрание акционеров и задать свои вопросы высшему руководству компании, и, по моему опыту, вам обязательно ответят.

 

В заключении хочу заметить, что у Билла Гейтса, основателя Майкрософт, только 5% инвестиционного портфеля составляют акции его компании. Моя рекомендация − последовать этой стратегии и вкладывать часть средств не только в собственный бизнес, но и создавать портфель из активов российского и американского фондового рынка.